 
		Борьба с терроризмом — это ключевая и неотъемлемая задача, над решением которой работает всё мировое сообщество.
21 век, с точки зрения массовой психологии можно ознаменовать как эру терроризма. Терроризм, проявляясь в различных формах, стал одной из самых опасных угроз современности — по масштабам, непредсказуемости последствий и влиянию на политическую, общественную и моральную сферы.
Психологическое изучение террористов — относительно новая и малоизученная область научной психологии. Эмпирические исследования в этой сфере затруднены из-за сложности доступа к объектам исследования.
В своих исследованиях Д.В. Ольшанский называет основные сферы терроризма.
Первая сфера – это политический террор, имеющий целью оказать влияние на политических лидеров, представителей власти, вынудить принять те или иные решения и совершить определенные действия. Целью политического террора часто является устранение неугодных политических деятелей ради изменения политического строя. Главный метод подобного террора – захват заложников, жизни которых предлагаются в обмен на уступки со стороны властей.
Вторая сфера – информационный террор, представляющий в прямом воздействии на психику и сознание людей в целях формирования необходимого общественного мнения. Методом террора является распространение слухов.
Третья сфера – экономический террор, заключающийся в различных дискриминационных экономических действиях, имеющих целью оказать давление на экономических конкурентов. Методы террора такого типа могут быть самыми разнообразными – игра на понижение стоимости акций конкурента или доведения до банкротства.
Четвертая сфера – социальный (бытовой) терроризм. Сюда можно отнести любые акты запугивания и причинения вреда на бытовом уровне.
Изучение психологических особенностей личности террориста – дело довольно нелегкое. Террористы практически не доступны исследователям. Они готовы встречаться с журналистами с целью пропаганды своих взглядов и идей, но контакт с психологами для них нежелателен.
Описывая мотивацию террористической деятельности, Д.В. Ольшанский выделяет семь типов мотивов:
- Меркантильные мотивы. Для определенного числа людей занятие террором — это способ заработать деньги.
- Идеологические мотивы. Такой мотив возникает как результат вступления человека в некую общность, имеющую идейно-политическую направленность.
- Мотивы преобразования и активного изменения мира. Эти мотивы связаны с переживанием несправедливости в существующем устройстве мира и желанием его преобразования на основе субъективного понимания справедливости.
- Мотив власти над людьми. Через насилие террорист утверждает себя и свою личность. Вселяя страх в людей, он укрепляет свою власть.
- Мотив интереса и привлекательности террора как сферы деятельности. Террористов может привлекать связанный с террором риск, разработка планов, специфика осуществления террористических актов.
- Товарищеские мотивы эмоциональной привязанности в террористической группе. Такими мотивами могут быть: мотив мести за погибших товарищей, мотивы традиционного участия в терроре, потому что им занимался кто-то из родственников.
- Мотив самореализации. Это парадоксальный мотив. С одной стороны, самореализация — удел сильных духом людей. С другой стороны, подобная самореализация —признание ограниченности возможностей, констатация несостоятельности человека, не находящего иных способов воздействия на мир, кроме насилия.
Главные качества личности террориста описаны как требования к членам террористических организаций:
- Преданность своему делу (террору) и своей организации.
- Готовность к самопожертвованию.
- Выдержанность, дисциплинированность, способность контролировать свои эмоции, порывы, инстинкты.
- Умение соблюдать конспирацию, регулировать удовлетворение своих потребностей.
- Повиновение, безоговорочное подчинение лидеру.
- Коллективизм — способность поддерживать хорошие отношения со всеми членами боевой группы. Современный терроризм является групповым действием.
Террористические организации требуют строгого подчинения и ограничивают свободу личности. Психологическая ущербность, часто идущая из детства, может привести к стремлению компенсировать внутреннюю пустоту через насилие. По словам Ольшанского, у террористов преобладают эмоции над логикой, и они практически не воспринимают диалог как форму взаимодействия. Любые предложения компромисса они склонны трактовать как обман и угрозу.
Изучение личности террориста представляет собой многосложную задачу, требующую междисциплинарного подхода. К этому процессу должны быть привлечены специалисты в области криминологии, психиатрии, психологии, религиоведения, философии и других направлений. Лишь объединение знаний из разных областей позволит глубже понять причины террористического поведения и эффективно предотвращать его.
Когай Карина Сергеевна
ассистент кафедры государственного языка и иностранных языков Горно-металлургического института Таджикистана

 
                                   
                                   
                                  